Центральная справочная служба:
        автобусы, спецтехника, грузовой и
        легковой транспорт в Наб. Челнах

Приглашаем к сотрудничеству диспетчеров и владельцев техники >>>


ГлавнаяКАКАЯ ТЕХНИКА ВАМ НЕОБХОДИМА? :Пассажирская
Грузовая
Спецтехника
Сотрудничество
СДЕЛАТЬ ЗАКАЗ
Главная » Новые статьи » Грузоперевозки [ Добавить ]

Безопасная перевозка газов

Безопасная перевозка газов

Каминский Виталий Сергеевич — аспирант МИИТ.

Огромными преимуществами при­родного газа по сравнению с дру­гим топливом (энергоресурсом) являются его относительно низкая сто­имость, большая экологическая безопас­ность продуктов сгорания, а также оче­видные удобства при хранении и транс­портировке. Сжиженный природный газ (СПГ) не токсичен, химически не акти­вен. При сжижении его объем уменьша­ется более чем в 600 раз, что создает технические предпосылки для широкого использования СПГ в экономике страны, включая железнодорожный транспорт.


Анализ показывает, что сегодня существует достаточно безопасная тех­нология обращения с СПГ при сжиже­нии, хранении и транспортировке его до потребителей. А использование для перевозок контейнеров-цистерн (танк- контейнеров) одновременно решает проблему как транспортного средства, так и транспортной тары. Свои прием­лемые варианты отработаны в этом пла­не всеми видами транспорта (автомо­бильным, железнодорожным, речным, морским).
Особое место в списке потенциаль­но опасных продуктов перевозки зани­мают вещества с низкими температурами кипения. В первую очередь к ним относятся сжиженные углеводородные газы (СУГ).

Такие газы должны соответство­вать требованиям ГОСТ 20448-80 «Газы углеродные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия». В условиях транспортировки, хра­нения и регазификации углеводородные газы находятся в виде двухфазовой сис­темы «жидкость — пар», т. е. состоят из жидкой и паровой фаз. Основные свойства жидкой фазы — это способность к сильному объемно­му сжатию и расширению, охлаждаю­щая способность при регазификации.

Паровая фаза сжиженного газа вследствие высокой плотности долгое время не рассеивается в окружающей атмосфере, стелется по поверхности земли или по полу помещения. Пределы воспламеняемости газовоздушной сме­си являются одновременно пределами ее взрываемости. Состав сжиженного газа меняется в зависимости от условий его применения, соответственно меня­ется и диапазон его воспламеняемости. Давление, или упругость, насыщенных паров углеводородов, входящих в состав сжиженного газа, имеет важное значе­ние. Желательно, чтобы давление насы­щенных паров в сосуде, баллоне или цистерне было невысоким для сниже­ния металлоемкости и стоимости обо­рудования.

Сжиженные углеводородные газы при обычном атмосферном давлении не оказывают токсичного действия на организм человека, поскольку очень мало растворяются в крови. Но, попадая в воздух, сжиженные газы смешиваются с ним, вытесняют кислород и уменьшают там его содержание. Входящие в состав подобных газов пропилен и бутилен об­ладают наркотическими свойствами. При содержании 15% пропилена в воз­духе через 30 минут после начала вдыха­ния у человека наступает потеря созна­ния, при 24% сознание теряется через 3 минуты, а при 40% — через 20 секунд. В связи с этим все компоненты сжижен­ных газов включены в список вредных для человеческого организма веществ.

СУГ имеют высокий коэффициент объемного расширения. При температу­ре 288о К (15 С) у пропана он 3,06, пропи­лена — 2,94, керосина — 0,95, а воды — 0,19. Из этих данных видно, что коэффи­циент расширения жидкого пропана в 16 раз больше, чем воды, бутана — в 11 раз. И это необходимо учитывать при запол­нении цистерн. В момент повышения температуры жидкой фазы объем газа резко увеличивается. Так, при изменении температуры пропана от 15 С до 25 С объем его увеличивается на 11%. Поэтому цистерны для перевозки СУГ следует рассчитывать на прочность по макси­мальной температуре окружающей сре­ды. Это имеет важное значение, так как все цистерны изготавливают из стали, а коэффициент объемного ее расшире­ния при 15оС в 93 раза меньше, чем про­пана при той же температуре.

При 100-процентном заполнении цистерны жидкими углеродами и после­дующем увеличении температуры окру­жающей среды произойдет разрушение конструкции от объемного расширения жидкой фазы.

Особенностью охлаждающего дей­ствия сжиженных газов является то, что отрицательная температура при испаре­нии жидкой фазы получается независимо от температуры окружающего воздуха.

Перевозка сжиженных газов на­ливом производится в специальных вагонах-цистернах согласно алфавит­ному указателю опасных грузов (при­ложение 2 к правилам перевозок опас­ных грузов по железным дорогам). Каждый такой вагон предназначен толь­ко для определенного газа либо группы газов, схожих по своим физико-хими­ческим свойствам. Использование по­добных цистерн для транспортировки других сжиженных газов запрещается. Газы, сжиженные методом глубокого охлаждения (азот, гелий, кислород и др.), перевозятся под нормальным давлением. При этом часть газа за время нахождения в пути испаряется, поэтому устройство для отвода из вагона испа­ряющегося газа (газосброс) должно быть всегда открыто. Газы, сжиженные методом повышения давления (углево­дородные газы, аммиак и др.), перево­зятся в вагонах-цистернах под избыточ­ным давлением. Такие транспортные средства должны отвечать требованиям действующих правил устройства и бе­зопасной эксплуатации сосудов, рабо­тающих под давлением.

Вагоны-цистерны для перевозки сжиженных газов предполагают как минимум два отверстия для наполнения и слива. Устройства для верхнего напол­нения и слива должны иметь не менее двух жидкостных и одного газового вен­тилей. Патрубки для наполнения и слива предписано закрывать внешними затво­рами (вентиль, кран) и глухими фланца­ми или винтовыми заглушками. Патруб­ки в вагонах-цистернах для сжиженных воспламеняющихся и/или ядовитых газов оборудуются внутренними скоро­стными клапанами быстрого действия, которые должны иметь все патрубки с номинальным диаметром более 1,5 мм, за исключением патрубков для предох­ранительных клапанов, устройств конт­роля уровня и отверстий для установки предохранительных мембран.

Перечень газов и газовых смесей, разрешенных в соответствии с алфавит­ным указателем опасных грузов к перевоз­ке наливом в вагонах-цистернах, содержит указания на максимально допустимую массу наполнения на литр вместимости. При наличии в вагоне-цистерне предусмот­ренного груза должны быть приняты меры для исключения выхода газа в атмосферу. После наполнения с котла вагона-цистерны для сжиженных газов (при отсутствии проводников) полагается снять манометр с трубкой и трехходовой кран. На отверс­тие для манометра необходимо поставить заглушку на резьбе.

С вагонов-цистерн для хлора, а также для других газов в случае пере­возки их в сопровождении проводни­ков манометр не снимается. Манометр и прочие контрольно-измерительные приборы не снимаются с вагонов-цис­терн, оборудованных запирающимся арматурным шкафом, в котором разме­щены эти приборы. После наполнения вагонов-цистерн наружные его двери запирают на ключ, а ушки дверных плоскостей стягивают закруткой из проволоки диаметром 4-6 мм, после чего грузоотправитель должен оплом­бировать двери.

Приведенные в статье физические, тепловые свойства СУГ и другие данные рекомендуется учитывать при подготов­ке и организации транспортировки сжиженных газов для обеспечения бе­зопасности работников железнодорож­ной отрасли, связанных с перевозками этих грузов.

 

ЛИТЕРАТУРА

Брюханов О.Н. Природные и искусствен­ные газы. — М.: Академия, 2004.

Сигал И.Я. Защита воздушного бассейна при сжигании топлива. — Л.: Недра,


  Просмотров: 2961 | Рейтинг: 5.0/2










Дата и время отправления:
Тип авто транспорта:
Телефон *:
E-mail:
Цель заказа, пожелания *:






© Челны-Казань.рф

   


Вверх